20 ноября 2018

Догоняя Amazon

Издание: РБК

Отечественных облачных провайдеров не пугает соперничество с глобальными игроками. Впрочем, догнать конкурентов масштаба Amazon они вряд ли смогут даже при активной господдержке.

Участники организованной РБК Петербург дискуссии «Облака: преимущества зрелости или проблемы роста?» не считают, что действия государства существенно повышают темпы развития российского облачного рынка, но и не жалуются на помехи со стороны регулятора. Конкуренции с глобальными cloud-провайдерами отечественные компании не опасаются. Впрочем, обогнать или хотя бы догнать игроков масштаба Amazon не слишком надеются — даже при активной помощи государства.

Помоги себе сам

Участники дискуссии сошлись в том, что действия государства вряд ли сильно помогут облачному рынку. «Я помню, как начиналось обсуждение 152 ФЗ. Проблема была в том, что в обсуждении участвовали исключительно крупные вендоры и законотворцы, но очень мало работы было проведено с конечными пользователями, т.е. непосредственно с теми, кому этот закон придется выполнять, — вспоминает Илья Рощин, технический директор оператора связи «Комфортел». — Так что регулятор влияет на развитие облачного рынка — с одной стороны стимулирует, потому что вынуждает хранить все данные на территории РФ. Но одновременно с тем и ограничивает доступ к ресурсам: введением разнообразных ограничивающих законов, подзаконных актов он сдерживает развитие рынка».

Не верят участники рынка и в то, что драйвером развития отрасли станет «закон Яровой». Операторам придется потратиться на ЦОДы, а абонентам — на оплату связи. Эксперты даже предположили, что из-за этого связь сильно подорожает и как следствие немного снизится спрос со стороны населения. Более того — участники дискуссии предлагают в принципе не особо рассчитывать на государство, не жаловаться, а работать и даже пытаться извлечь пользу из подчас странных решений, спускаемых сверху.

Опытом применения такого подхода с участниками дискуссии поделился директор по развитию бизнеса КРОК Облачные сервисы Максим Березин. «КРОК» — крупная компания, оператор сети собственных отказоустойчивых ЦОД и провайдер облачных услуг под брендом КРОК Облачные сервисы. Наряду с другими крупнейшими провайдерам, мы взаимодействуем с регулятором и предоставляем заказчикам услуги полностью соответствующие требованиям законодательства в области персональных данных, — рассказал Березин. — Когда Роскомнадзор начал блокировать IP-адреса Amazon, где размещался Telegram, под горячую руку попали многие российские компании, которые находились в этом же облаке. Так совпало, что в нашем облаке были аналогичные AWS сервисы и оно совместимо по API. Мы за ночь сформировали предложение и пригласили мигрировать в наше облако тех, кого затронули или могут затронуть последствия таких блокировок. В результате только за следующий день мы набрали 25 заявок и три подписанных контракта. Так что вопрос не в том, что мы можем сделать с такими инициативами регулятора, а в том, можем ли мы из этого извлечь прибыль. Наш опыт показывает, что можем».

Еще один пример извлечения выгоды из действий регулятора привел Азад Мухуров. «IBM работает в 170 странах и имеет успешный опыт работы с различными требованиями регуляторов. С введением Общего регламента по защите данных GDPR в Европе мы видим интересный тренд. Крупные предприятия считают, что им дешевле перейти в облако, которое уже удовлетворяет этим требованиям, чем обеспечивать соответствие GDPR собственной инфраструктуры. В частности, поэтому у IBM в Европе наблюдается сильный всплеск облачного бизнеса. В России с внедрением 152 ФЗ мы также видим рост спроса на облачные сервисы», — пояснил Азад Мухуров.

Претендент на лидерство

Идею о том, что государство поспособствует формированию лидера облачной индустрии, сопоставимого с Amazon, участники дискуссии считают несостоятельной. Сомнения у них вызвало и то, что таким игроком сможет стать «Ростелеком».

Если уж кто и способен изменить расклад сил на рынке России и составить конкуренцию Amazon, то это Герман Греф. «Сбербанк уже строит крупнейший ЦОД на территории Европы, так что мы можем говорить о конкуренции ровно до тех пор, пока Сбербанк его не достроит», — уверен Михаил Гаврилов, советник заместителя председателя правления «Банк Санкт-Петербург».

В пользу Сбербанка говорит и тот факт, что у него более 110 миллионов клиентов-физлиц и более 1 млн корпоративных клиентов из 4,5 млн зарегистрированных в России юридических лиц. Большая сеть офисов продаж также способствует усилению позиций Сбербанка на облачном рынке. Даже у «Ростелекома» такой «последней мили до клиента» нет. Еще одной причиной больших облачных перспектив Сбербанка является наличие дешевых денег, недоступных другим игрокам рынка.

Китайское предупреждение

Между тем, конкуренция со стороны глобальных лидеров отечественных облачных провайдеров не слишком беспокоит. Главная причина уверенности — в том, что российский рынок транснациональным гигантам не очень интересен.

«По объему использования ИТ в бизнесе Россия, конечно, гораздо меньший рынок, чем американский, и никогда до таких размеров не дорастет — это объективная реальность, — поясняет Петр Щеглов, директор по продуктам Selectel. — Если посмотреть, где находятся дата-центры крупнейших глобальных игроков, то мы увидим две зоны, где нет ни одного их дата-центра. Первая — это Северная и Центральная Африка, а вторая — Россия и страны СНГ. Так что, конечно, можно сидеть и ждать, когда же Amazon построит здесь дата-центр, но это бесперспективно».

Гораздо более реальную угрозу для российских облачных провайдеров представляют китайские провайдеры облаков, у которых нет политических ограничений — по крайней мере пока что. Но у них тоже пока нет дата-центров, где бы они оказывали какие-то услуги кроме собственных SaaS-сервисов.

«Наши московские коллеги наверняка скажут, что китайцы — их любимые заказчики. Потому что московский рынок дата-центров в этом году сильно сократился с точки зрения свободных стоек в результате прихода целого ряда крупных китайских компаний, — добавляет Петр Щеглов. — Как правило, это большие игроки в e-commerce или поставщики SaaS-сервисов. С ними у нас хорошие перспективы по выращиванию крепких российских игроков в сегменте IaaS, PaaS, причем, игроков, вполне сравнимых по функциональным возможностям с теми, что есть на рынке Европы и США».

Поверить синоптикам

Будущее облачных сервисов участники дискуссии связывают прежде всего с теми отраслями, где востребованы большие данные, нейросети или наблюдаются неравномерные нагрузки на инфраструктуру. Андрей Захаров, директор по продуктам и инновациям компании Linxdatacenter, видит перспективы для компаний с нелинейным спросом — таких, как разработчика игры Pokemon Go, заработавшего миллиард долларов за рекордно короткое время. Сфера применения облачных технологий будет расти, уверен Захаров, по мере того, как компании научатся использовать их как эффективный инструмент развития бизнеса.

«Если сложится все — и безопасность, и регулирование, то за счет развития облаков произойдет существенный прорыв в медицине. Там свою роль сыграет и экономика, и удобство для пациентов и врачей, и эффект для качества жизни. Речь в данном случае идет не только про хранение данных, но и про взаимодействие между объектами хранения данных, и об аналитике — это то, что действительно может существенно повысить качество жизни», — утверждает Тимофей Абраменко, коммерческий директор по корпоративному бизнесу региона Запад компании «ВымпелКом».

Сергей Симахин, менеджер по маркетинговым коммуникациям и связям с общественностью компании «Никон» (Nikon Russia LLC), говорит об отраслях, связанных с контентом и обработкой информации, которые могут быть востребованы всеми — от соцсетей до Минобороны. «Как только технологии позволят с помощью нейросетей обрабатывать информацию и приводить в удобный для использования вид, произойдет серьезный всплеск», — убежден он.

Николай Шарапов, руководитель IT-проектов сети супермаркетов «ЛЭНД», уверен в перспективах облаков для ритейла, где на текущий момент это единственный инструмент, который позволит без дополнительных инфраструктурных затрат анализировать «большие данные» и быстро получать необходимую информацию используя нейросети.

Елена Абрамова, директор по работе с бизнес-рынком филиала МТС в Санкт-Петербурге, также делает ставку на Big Data — в частности, для маркетинговых целей. Ведь облака дают возможность гораздо быстрее анализировать большие объемы данных, в том числе видео. При этом важно, что бизнес может брать эти мощности под конкретную задачу — в том объеме, в котором требуется, и на необходимый период. Например, в преддверии сезона или под конкретную акцию, исследование. И в этом смысле у рынка огромный потенциал.

«Cloud-сервисы дадут мощный толчок тем отраслям, которые сейчас являются самыми консервативными, — убежден Антон Фомин, бизнес-аналитик компании «Марвел-Дистрибуция». — К упомянутой уже медицине я бы добавил страхование, проектирование и строительство, научно-исследовательскую сферу. Именно потому, что они смогут поглощать и обрабатывать гораздо большие объемы данных. Было бы здорово, если бы еще и синоптики прогнозировали движение облаков с помощью больших данных и «облаков», чтобы хотя бы на улицу можно было выходить, точно зная, будет дождь или нет».


Александр Иванов, руководитель направления развития регионального распределенного центра обработки данных, СПб ГУП «СПб ИАЦ», видит большие перспективы за интернетом вещей. «Этот рынок нашей тройке операторов позволит упростить, улучшить общение между устройствами с минимальным вмешательством или вообще без него, — объясняет он. — Мышление людей меняется, люди перестанут бояться размещать данные умных домов в облаках».

Евгений Плотников, первый заместитель генерального директора ГК «РОСОХРАНА», уверен в облачном будущем образовательных проектов, в частности — порталов, подобных «Петербургскому образованию», где с каждым годом аккумулируется все больше информации, связанной не только с процессом обучения ребенка — успеваемостью. Например, в рамках реализуемого ГК «Росохрана» проекта в школах Санкт-Петербурга по установке турникетов и терминалов оплаты питания, реализована передача в городской портал информации о том, что поел ребенок, что купил в буфете, а также данные о посещаемости образовательного учреждения.

Облака станут не только драйвером развития существующих отраслей и бизнесов, но и смогут создать новые, уверен руководитель региона Северо-Запад компании «Манго Телеком» Алексей Горбунов. Уже появляются компании, которые предоставляют консалтинговые услуги, связанные с тем, как работать в облаках, другим предприятиям. И этот бизнес будет развиваться.