21 августа 2018

Цифрового будущего, возможно, не будет

Издание: РБК

Эксперты считают, что цифровая трансформация промышленных предприятий встречается в России со слишком серьезными трудностями.

Реализация программы «Цифровая экономика» в России должна привести к прорыву во всех отраслях экономики. В том числе, цифровая трансформация производств должна привести к повышению их эффективности и конкурентоспособности на мировой арене. Однако многие эксперты уверены, что в нашей стране применяется неверный подход к цифровизации предприятий, поэтому и светлого цифрового будущего у заводов и фабрик может не быть.

...

Как меняется ИТ-рынок

Ставка на новые технологии и интерес к участию в цифровизации привели и к изменению ИТ-рынка. И это не удивительно: «пирог», который можно будет поделить, весьма внушительный. В J’son & Partners Consulting прогнозируют: «суммарный экономический эффект в виде увеличения потребления средств автоматизации и в меньшей степени — услуг передачи данных — в случае реализации первого этапа стратегии цифровизации машиностроения России составит более 19,4 млрд рублей в годовом выражении». Первый этап, по мнению аналитиков, займет 10 лет, в течение которых придется решить задачу четырехкратного повышения уровня загрузки существующего оборудования с выводом из эксплуатации станков старше 20 лет.

В ИТ-сегмент вторглись телеком-операторы, которые стали очень активно наращивать компетенции в этой отрасли. «Цифровизация — это прежде всего сбор, передача и глубокий анализ данных. Это привязывает производственные компании в вопросе цифровизации к сети, без нее никак. Однако требования у подобных предприятий иные. Им важна катастрофоустойчивость, скорость реакции партнера на запросы, безопасность и удобство использования. Далеко не каждый оператор сможет предоставить подобный уровень сервисов. Так что особую ценность для производств, проходящих через трансформацию, представляют партнеры, которые выходят за границы классических телеком-услуг», — убежден Дмитрий Петров, генеральный директор «Комфортел».

В ИТ-сегмент вторглись телеком-операторы, которые стали очень активно наращивать компетенции в этой отрасли. Также изменились классические ИТ-компании, да и сами промышленные предприятия не остались в стороне.

«Интеграторы все чаще вместо традиционного оборудования начинают предлагать услуги: они не ставят сервер или коммутатор, они решают задачи, — рассказывает о переменах на рынке Надежда Пчелинцева, директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция». — И чем глубже у заказчика запущен процесс цифровизации, тем более сложные задачи приходится решать интегратору. Кроме того, процесс внедрения не заканчивается на этапе пуско-наладки, а продолжается месяцы, а то и годы. Именно поэтому крупные корпорации все чаще создают собственные подразделения с функциями интеграторов. Эти подразделения начинают работать с дистрибутором напрямую, и роль дистрибутора расширяется: теперь дистрибутор не просто заказывает, привозит и отгружает партию оборудования, сейчас он рекомендует решения и информирует о новых трендах рынка, продвигает новые технологии».

...

Жадные роботы и другие демотиваторы

Дефицит понимания того, как будут в итоге монетизированы новые технологии, — один из важнейших барьеров на пути оцифровки отечественных производств. Есть и другие препятствия, например, нехватка инвестиционных ресурсов, которая даже с принятием программы «Цифровая экономика» не устранится полностью.

В J’son & Partners Consulting, кстати, видят средство преодоления этого барьера в использовании инновационных бизнес-моделей. Например, программное обеспечение предлагается покупать как облачный сервис. Для обновления парка станков с ЧПУ можно использовать модель контракта жизненного цикла (Performance Based Lifecycle Product Support). В этом случае ответственность за корректное функционирование продукта остается за производителем оборудования на всем жизненном цикле.

Есть и другие проблемы. «Недостаток денег, вкладываемых именно в развитие производства и, в частности, в R&D-подразделения, наверное, самая очевидная проблема. Но помимо различных экономических и технических факторов, мешающих цифровизации, есть еще такие вещи, как низкая квалификация рабочей силы, особенно это характерно для регионов, и менталитет, — поясняет Надежда Пчелинцева. Как ни парадоксально, но оставшаяся еще со времен Советского Союза установка, что производство принадлежит государству, а значит, ничье, актуальна. В одной из крупных московских компаний основным параметром проекта по внедрению телефонии была стоимость устройства на рабочем месте. В итоге поставили аналоговые устройства, потому что были серьезные основания полагать, что цифровые украдут».

...