Основной бизнес компании сосредоточен в России, где она входит в пятёрку крупнейших отечественных IT-дистрибьюторов. Второе место в её деятельности занимает Казахстан с долей в 10 % от общего оборота. В Алма-Ате у «Марвел-Дистрибуции» имеется офис со 110 сотрудниками и складской комплекс общей площадью 4000 кв. м, и совсем недавно открылся офис во втором крупном городе этой страны Астане. К числу достижений компании в Казахстане можно отнести тот факт, что каждый четвёртый продаваемый на местном рынке ноутбук попадает на него при её участии. Правда, прошедший год, когда местная валюта была отпущена в свободное плаванье и очень сильно потеряла в весе по отношению к доллару, был для компании очень непростым.
Вторым по величине после казахстанского офиса является представительство в Грузии. Интересно, что в этой стране «Марвел» является дистрибьютором смартфонов Huawei, а вот в России и Казахстане — нет. В прошлом году компания также открыла свои офисы в Кыргызстане и Узбекистане и даже прощупывает почву в Монголии. Но суммарный оборот от всей зарубежной деятельности «Марвел» пока не дотягивает до 10 %, которые ей удалось получить в Казахстане.
Но вернёмся на родные просторы. Из-за общей экономической ситуации в стране российский IT-рынок неуклонно сокращается. Причём, происходит это неравномерно: какие-то сегменты идут в минус быстрее, а какие-то медленнее, а иногда на горизонте появляются точки роста, которые грех упускать. Одновременно с этим бизнес дистрибутора становится всё более многоплановым с разными партнёрами, вендорами и со своей спецификой работы в различных сегментах. Новые реалии бизнеса для продолжения движения вперёд требуют повышения оперативности принятия решений и дальнейшей специализации, которые невозможны без изменения структуры и принципов управления компанией.
Данные проблемы роста попытались решить многие зарубежные компании. Так, Ingram Micro, являющаяся флагманом дистрибуции во всем мире, поделила свой бизнес на два подразделения: Volume и Advanced Solutions (дистрибуция в области проектного бизнеса). Аналогично «раздвоилась» и Tech Data — она присутствует на европейском рынке в качестве двух отдельных организаций: Techdata занимается Volume-дистрибуцией, а Azlan, входящая в эту же группу, занимается проектной дистрибуцией. По схожему сценарию пошла и HP, которая в прошлом году разделила свой бизнес на две составляющие: HP Inc и HP Enterprise.
Исходя из опыта зарубежных коллег, в «Марвел» тоже решили отказаться от матричной системы управления, которую в компании использовали последние 10 лет, и которая была хороша для своего времени, вернувшись обратно к централизованному управлению. Для выстраивания вертикали власти «Марвел-Дистрибуция» хотя и пошла тем же путём, что и её зарубежные коллеги, но не стала делиться на две компании, а разбила свой бизнес на два направления — массовый Volume Distribution (Ритейл-дистрибуция), ориентированный на розничных покупателей, и бизнес с добавленной стоимостью Value-Add Distribution с иными правилами работы, с другими специалистами и клиентами. Подразделение Volume Distribution возглавил Антон Черепахин, который раньше отвечал за все продажи в компании, а во главе Value-Add Distribution встал Сергей Лапко, отвечавший за работу с «проектными» вендорами.
Константин Шляхов, старший вице-президент и генеральный менеджер «Марвел-Дистрибуции», считает, что благодаря реструктуризации внутри компании уменьшится количество различных процедур и согласований, что позволит быстрее и точнее реагировать на запросы клиентов, а также увеличится скорость принятия решений. Правда, при этом некоторым вендорам придётся переключиться на новые контактные договоры. Кроме того, при взаимодействии с отдельными компаниями в некоторых случаях возможны пересечения рабочих процессов подразделений Volume Distribution и Value-Add Distribution.
Хотя оборот «Марвел-Дистрибуции» в 2015 году в России по отношению к 2014 году в Рублёвом исчислении вырос на 16 %, в долларовом эквиваленте картина получилась не столь радужная. Из-за падения за прошедший год ВВП на 3,7 % вкупе с ростом средневзвешенного курса доллара США на 59 %, IT-рынок уменьшился на несколько десятков процентов. Своё чёрное дело сыграл и тот фактор, что в большинстве случаев цены на продукцию зарубежных производителей привязаны к доллару или евро.
По словам Михаила Фечина, директора по стратегическому развитию «Марвел-Дистрибуции», согласно внутренней аналитике компании, направление «Ноутбуки» потеряло 55 % в долларах или 41 % в штучном исчислении. В 2014 году падение было несколько меньше: по разным оценкам оно варьировалось в пределах 35-39 %. Прогноз на 2016 год более позитивный, так как ожидается, что на него придётся отложенный с прошлого года пик обмена устройств старых модификаций на новые.
Если в 2014 году сегмент «Планшеты» сократился умеренно, то в 2015-м падение ускорилось в три раза и составило 60 % в долларах и 37 % в штуках. Впервые в 2015 году сократился сегмент «Смартфоны» — на 34 % и 7 % соответственно. Фототехника полупрофессионального и профессионального уровня спикировала до 63 % в долларах и 52 % в штучном исчислении. Направление «Серверы и системы хранения данных» в долларах потеряло 36 % и 39 % соответственно. Устройства печати ушли в минус на 42 % в долларах и на 31 % в штуках. Интересно, что рынок сопутствующих товаров при этом оказался стабильным. Но если отдельные категории продуктов демонстрировали отрицательные показатели, то другие вполне ощутимо росли. Это связано с разными причинами, среди которых — заключение новых контрактов и привлечение новых вендоров. К примеру, доля последних в обороте компании в 2015 году составила 18 %. Больший вклад в этот показатель внесли производители ноутбуков: в прошлом году «Марвел» стала дистрибутором консьюмерских продуктов Acer и Lenovo. На 70 % выросли за прошедший год в продажи экшн-камер GoPro. Правда, в последнее время дела из-за обострившейся конкуренции у этого производителя обстоят не очень.
В прошлом году «Марвел» стала дистрибутором №1 по планшетам Acer и эксклюзивным дистрибьютором телефонов бренда Fly. Всего же по итогам 2015 года ею было продано 2,5 млн смартфонов и 1,5 млн кнопочных аппаратов. Что касается компьютерного направления, то рост продаж консьюмерских ПК и моноблоков составил 20 % в штучном исчислении или 8 % в долларах. Также в компании отмечают рост продаж сенсорных мониторов iiyama на 21 %, мониторов Philips на 34 %, устройств Brother на 78 % — все это в долларовом исчислении. Кроме того, компания признана дистрибьютором №1 по фототехнике Canon.
Куда движутся современные технологии, хорошо демонстрирует 75-процентных рост (в штуках) направления консьюмерских 3D-принтеров. Эти устройства постепенно дешевеют и из разряда профессиональных переходят в сферу доступных. Одновременно с этим возрастает их функциональность, и они оснащаются 3D-сканерами и устройствами гравировки. В ближайшее время можно ожидать расширения списка производителей и числа таких моделей. «Марвел» первым из IT-дистрибуторов начал работу в сегменте трёхмерной печати, заключив контракт с XYZprinting — одним из лидеров этого направления в мире. В дальнейшем в компании планируют вплотную заняться устройствами для умного дома, носимыми гаджетами и направлением виртуальной реальности, в котором наблюдается рост коммерческих предложений.

Заинтересованы в компании и в продвижении систем бизнес-аналитики, работающих с «большими данными», а также облачных сервисов, в которые в условиях ограниченных ресурсов многие предприятия малого и среднего формата в целях экономии на инфраструктуре переносят полностью или частично свои бизнес-процессы.
В секторе «Проектный бизнес» рост продаж в 45 % (в долларах) показали устройства видеонаблюдения компании AXIS, и на 43 % выросли продажи профессионального аудио- и видеооборудования.
Благодаря достигнутым результатам, «Марвел» назван дистрибутором №1 решений Hewlett-Packard Enterprise в России с общим ростом оборота 52 % (в долларах), коммерческих ноутбуков Lenovo в России и продукции Hitachi Data Systems. Компания Samsung по итогам прошедшего года наградила «Марвел» званием «Лучший партнёр по корпоративному оборудованию 2015 года».
«Марвел» постоянно расширяет список своих партнёров. В 2015 году среди ключевых компаний проектного бизнеса у неё появились Juniper, Polycom и Fortinet, а в ритейл-бизнесе — WD (внешние и внутренние диски), Meizu (смартфоны), Lytro (фотооборудование), Logitech и др. Сегодня общая партнёрская база «Марвел-Дистрибуции» включает в себя 4200 компаний — весьма неплохой результат для фирмы, которой в этом году, кстати, исполняется 25 лет.