18 ноября 2013

Сергей Фомин, Марвел-Дистрибуция: «Где найти точки роста»

Издание: CRN

Важнейшая тенденция последних лет – постепенное стирание границ между группами домашних устройств. 

Сегодня большинство приборов, питающихся от электричества, связаны в единую сеть. Проникновение ИТ в «бытовую» технику настолько сблизило устройства, что порой даже эксперты затрудняются отнести их к тому или другому классу. Уверен, что уже в ближайшем будущем никого не удивит ситуация, когда  бытовая техника будет самостоятельно консультироваться по способам приготовления еды с кулинарными сайтами, холодильники — делать  online-заказы продуктов, а стиральные машины корректировать программу сушки белья в соответствии с прогнозом погоды и электронным дневником хозяина.

Очевидно, что «координационным центром» станут облачные сервисы. Про традиционные ИТ-товары, такие как компьютеры, планшеты, смартфоны, и говорить не приходится – они уже сейчас максимально приближены к облакам. Если одним словом обозначить их будущее, то, по-моему, это   «интеграция»: в корпоративные сети с одной стороны, в домашние – с другой. 

Сейчас сеть со множеством интегрированных приборов принято называть экосистемой. В принципе, экосистемы существовали и раньше, например, многие компании уже давно производят широкий спектр электроники, от чайника и плеера до телевизора. Однако лишь сейчас, на новой стадии развития, наличие монобрендовой экосистемы предопределяет уровень «взаимопонимания» между приборами. 

Если 10 лет назад наличие в доме  ноутбука, телевизора и чайника одного производителя объяснялось лишь пристрастиями владельца именно к этой марке, то теперь подобный подход – осознанная необходимость, обеспечивающая объединение в экосистему «усилий» всех гаджетов для того, чтобы сделать быт хозяина более комфртным.  

Именно в секторе «экосистемы» наблюдается наибольший рост. Это обусловлено непрерывным появлением новых и модернизацией имеющихся гаджетов, что генерирует основную прибыль производителям.

Центрами экосистем сегодня являются два типа устройств — смартфоны и телевизоры. 

Яркой иллюстрацией «смартфоноцентризма» может служить  современная экосистема американской компании с фруктом на крышке. Максимальная интеграция всех функций, удобство синхронизаций, планирования, покупок, связи (включая видеозвонки) со всеми приборами экосистемы обеспечивало бесперебойный рост экосистемы в последние годы. И никто не сомневается, что он будет продолжаться.

Другой полюс – телевизоры. Они также значительно «поумнели», во многом заменив дома ПК: показывают прогнозы погоды, расписания любых событий, online новости и даже выполняют функцию игровой консоли. Именно вокруг «ТВ-центров» будут строиться экосистемы «менее мобильных» слоев населения. Постепенно сюда неизбежно вольются игровые приставки, те же холодильники и микроволновки. 

Производство контента также можно назвать точкой роста. Возникает резонный вопрос:  если есть экосистемы, как на них можно зарабатывать? Ответ: продажей контента. Именно таким был гениальный замысел, впервые реализованный через сеть по цене  0,99  долл. за песню. Теперь разнообразию контента можно только позавидовать, он становится качественнее (благодаря все той же ИТ-индустрии, обеспечивающей все бОльшие скорости передачи данных во всех типах сетей), и за него уже принято платить даже в странах, еще недавно гордо «плававших» под «Веселым Роджером».

Мировые гиганты активно продают через сеть свою аудиовизуальную продукцию во всех возможных степенях качества, требуя от приборов, воспроизводящих контент, максимальной интеграции в экосистемы.

Здесь появляется еще одна точка роста, а именно – софтверная, ведь именно софт должен объединить различные по сути и содержанию приборы в единую, нерушимую цепочку с общим алгоритмом управления. Несложно заметить, что развитие гигантов софт-индустрии ориентировано именно на этот вектор развития. Уже сейчас можно прогнозировать, что новое поколение операционных систем будет полностью кросс-платформенным, значит   создатели приложений  будут одинаково успешно справляться с управлением смартфоном, ноутбуком, телевизором, холодильником или микроволновкой. 

Переходя от точек роста в технологиях к точкам роста в сегментах рынка, отмечу, что на этом фронте пока без перемен. С корпоративным сегментом все более или менее понятно, там технологический рост сдерживается в основном бюджетами компаний на переоснащение. Драйвером роста, как всегда, выступит ретейл. В домашнем секторе все большее применение найдут  различные дополнительные гаджеты, настроенные на мониторинг тех или иных функций человека (браслеты, часы и пр.), которые благодаря облакам смогут анализировать информацию и предлагать варианты диет, спортивное расписание и прочие индивидуальные рекомендации, а также транслировать эти рекомендации «умным» микроволновкам, которые будут подбирать рецепты... 

Подводя итог вышесказанному, можно резюмировать, что ближайшее будущее – это единые информационные системы и облачные технологии, все виды персональной электроники, домашние решения, основанные на «умном» экране, системы безопасности и видеонаблюдения, способные следить за всеми этими процессами, интегрированные с ними же «умные» дома, управляемые при помощи лежащих в карманах мобильных устройств. Всё это потребует обмена террабайтами информации и соответствующих систем хранения данных, а также серверов для обслуживания этих инфраструктур.