5 декабря 2017

Настраивая финансовые инструменты

Издание: CRN

На ИТ-рынке сложился уже традиционный набор финансовых инструментов, помогающих его участникам вести успешный бизнес. Это отсрочка оплаты за поставленный товар, лизинг, факторинг, хеджирование, опционы, платный долгосрочный кредит, поддержка финансовых условий по поставке конечному заказчику. Что изменилось в их применении в последние годы в связи с кризисом? И что может измениться в ближайшее время? Появят­ся ли у дистрибьюторов какие-то ­новые финансовые инструменты для работы с партнерами?

Естественно, дистрибьюторы используют или готовы использовать те или иные инструменты при наличии соответствующего спроса со стороны партнеров.

Самый простой, привычный и «любимый» инструмент — товарный кредит (отсрочка платежа). Даже если партнеру хватает собственного оборотного капитала, товарный кредит расширяет его возможности. К тому же это удобно в плане взаиморасчетов, а товар можно брать сразу. Товарный кредит был и остается самым востребованным финансовым инструментом у всех дистрибьюторов.

«Чаще всего, примерно в 90–95% случаев, наши клиенты просят предоставить отсрочку платежа, — говорит Алексей Симулин, финансовый директор компании „Марвел-Дистрибуция“. — Еще мы предлагаем хеджирование валютных рисков, когда для товаров, имеющих валютную себестоимость, фиксируем на определенный период рублевые цены. Рассрочка и защита от курсовых рисков очень нужны партнерам, это те вещи, которых всегда ждут от дистрибьютора». Кроме того, компания берет на себя риски, связанные с поставкой товара и страхованием груза, — это в определенной мере тоже финансовые сервисы.

 В настоящее время тенденция в целом такова, что вслед за снижением инфляции и ключевой ставки финансовые инструменты становятся дешевле.

«Поскольку стоимость заемных денег ­будет уменьшаться, мы, соответственно ­рассчитывая цену отсрочки платежа, намерены использовать меньший процент. Стоимость хеджирования валютных рисков также будет снижаться в результате уменьшения волатильности и в связи с выравниванием процентных ставок», — говорит Алексей Симулин.

«Теоретически» можно было бы ожидать, что резкое изменение условий на рынке в связи с кризисом приведет к тому, что ­дистрибьюторы пополнят арсенал финансовых услуг, которые они могут предложить партнерам, какими-то новыми инструментами, возможно, более адекватными «новой реальности». Либо откажутся от мало полезных инструментов.

Но, похоже, не случилось ни того, ни другого — новые не появились, но и те, которые традиционно используют дистрибьюторы, никуда не делись. Немного поменяли пропорции их применения.

«Принципиально новые инструменты для клиентов за последние годы не появились, — констатирует Алексей Симулин. — Меняется технология нашего взаимодействия с финансовыми институтами, это повышает эффективность работы и позволяет предложить клиентам нужные им инструменты по меньшей стоимости. Мы стараемся максимально оперативно внедрять и использовать технологии, которые помогают нам становиться более эффективными, — гово­рит Алексей Симулин. — Сами финансовые инструменты, ко­торые мы предлагаем клиентам, от этого не изменятся, но их применение может быть более адресным и взвешенным. На­пример, наше взаимодействие с банками, факторами, страховыми компаниями давно строится на электронном документообороте».