13 февраля 2017

Четыре растущих и четыре падающих сегмента ИТ-рынка

Издание: PC Week

В 2016 г. суммарные продажи «Марвел-Дистрибуции» увеличились на 3% в долларах, сообщил генеральный менеджер компании Константин Шляхов. «В России по итогам 2016 г. объем наших продаж увеличился, по сравнению с 2015-м, больше, чем на 3%. При этом показатели маржинальности не ухудшились», — утверждает он. Отметим, что дистрибьютор работает не только в России. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга у компании имеются офисы в Алматы (Казахстан), Тбилиси (Грузия), Бишкеке (Кыргызстан), Ташкенте (Узбекистан) и Ашхабаде (Туркменистан). При этом только в Алматы работают 110 сотрудников, а складские площади этого офиса составляют 4000 кв. м.

Напомним, что в прошлом году «Марвел-Дистрибуция» провела реструктуризацию cвоего бизнеса, разделив его на два направления: ритейловое (во главе с Антоном Черепахиным, получившим статус вице-президента по ритейл-дистрибуции) и проектное (во главе с Сергеем Лапко, получившим статус вице-президента по проектной дистрибуции). «В настоящее время объемы продаж этих направлений примерно одинаковы», — сказал Константин Шляхов. Однако отметил, что в 2016 г. ритейловое направление развивалось несколько лучше, чем проектное.

Представляют интерес реальные точки роста продуктовых департаментов одного из крупнейших в нашей стране ИТ-дистрибьюторов (сейчас он работает с более чем 120 вендорами и располагает свыше 4200 партнеров из более чем 200 городов). Так как они в определенной степени указывают на те категории продуктов, спрос на которые в нашей стране растет.

Антон Черепахин отмечает, что в направлении ритейл-дистрибуции общий объем продаж департамента «Ноутбуки и планшеты» по итогам 2016 г. увеличился на 6% в долларах. При этом наиболее сильно выросли продажи планшетов (на 92% в штуках и 302% в долларах) и консьюмерских ПК (7 и 16%). Ситуация с планшетным бизнесом «Марвела», конечно, не совсем типична (в нашей стране этот рынок в целом падает), но она, по словам Константина Шляхова, объясняется контрактом его компании с Lenovo и тем, что пользователи «наелись» дешевыми моделями и поняли, что во многих случаях упор надо делать на качество.

Что же касается департамента «Мобильные средства связи», то он за год продал 3,2 млн. смартфонов и 1,6 млн. кнопочных телефонов. При этом рост продаж мобильников в России составил 62% в долларах, а по всем территориям, где работает «Марвел-Дистрибуция», продажи в долларах увеличились на 37%.

Неплохо поработал и департамент «Периферия, фото и аксессуары», в котором продажи мониторов увеличились на 35% (в долларах), а рост продаж товаров, входящих в категорию «персональное аудио», составил 17% (в долларах).

В 2016 г. распределение продаж ритейл-дистрибуции по каналам сбыта выглядело так: компьютерная розница — 26%, сотовая розница — 31% , бытовая розница — 20%; B2B-канал — 19% и прочие каналы — 4%. «Происходит консолидация интернет-магазинов. Крупные игроки этого сегмента рынка становятся крупнее. Но общее количество игроков не убывает. Многие уходят с этого рынка, но многие и приходят на него», — отметил Константин Шляхов.

Направление проектной дистрибуции компании включает три департамента: «Серверы и СХД», «Сети и телекоммуникации» и Oracle. В минувшем году продажи этих департаментов по каналам сбыта распределились так: системные интеграторы — 83%, корпоративные реселлеры — 14% и прочие каналы — 3%. Хотя, как признает Сергей Лапко, граница между корпоративными реселлерами и системными интеграторами весьма условна.

О точках роста представители компании говорят так: за год выраженные в долларах продажи коммерческих ноутбуков Lenovo увеличились на 27%, ПО Oracle — на 57%, серверов HPE — на 18%, а сетевого оборудования HPE — на 167%.

Годовые отчеты «Марвел-Дистрибуции» хороши тем, что в их ходе объявляются не только итоги работы компании, но и отмечаются некоторые общероссийские тенденции ИТ-бизнеса. На диаграмме «Динамика некоторых сегментов российского ИТ-рынка (2016/2015)» (составлена аналитиками «Марвел-Дистрибуции» на основе своих наблюдений, а также данных IDC, GFK, IT Research, Context, Json & Partners, Futuresource) растущие индикаторы обозначены зелеными стрелочками, а падающие — красными.

Обратите внимание: один из рассматриваемых сегментов (печатающие устройства) характеризуется как зеленым индикатором (рост на 2% в долларах), так и красным (падение на 1% в штуках). Остальные восемь рассматриваемых сегментов характеризуются лишь индикаторами одного цвета.

Вот четыре растущих сегмента:

  • Смартфоны (+15% в долларах и +3% в штуках);
  • СХД (+10% в долларах);
  • Мониторы (+11% в долларах и +6% в штуках);
  • Персональное аудио (+9% в долларах и +11% в штуках).

А вот четыре падающих сегмента:

  • Фото (-36% в долларах и −30% в штуках);
  • Планшеты (-33% в долларах и −33% в штуках);
  • Серверы (-14% в долларах);
  • Ноутбуки (-4% в долларах и −5% в штуках).

Чтобы лучшее соотнести долларовые параметры роста/падения с рублевыми, напомним: в 2015 г. доллар большую часть времени рос по отношению к рублю, достигнув в конце декабря пика 72,8827 руб./долл. При этом в 2015 г. средневзвешенный курс доллара составил 60,96 руб. В январе 2016 г. доллар продолжил рост, но затем начал преимущественно падать. Однако при этом в 2016 г. средневзвешенный курс доллара составил 67,03 руб., что почти на 10% выше аналогичного параметра 2015-го.